Завьялов В.В. ВВЕДЕНИЕ В МЕТАФИЗИКУ НАУКИ
Страница 1 из 1
Завьялов В.В. ВВЕДЕНИЕ В МЕТАФИЗИКУ НАУКИ
Кратко представляемая работа об основных принципах метафизики
науки (далее – МН) берет за основание субстанцию как всеобщий и не-
обходимый принцип существования всего сущего и знания, которая
есть причина самой себя в силу своей необходимости.
Позитивисты, объявив, что «наука сама себе философия», а тем са-
мым отказав в существовании субстанции, сами теперь только и зани-
маются её поисками. Что, как не поиск субстанции можно принять по-
иск наукой окончательной теории или «формулы мира»? Считаю, что,
именно, отказ философии от поиска субстанции явился причиной её
кризиса.
Видится необходимым разделить историю философию на этапы.
Критерием разделения будет отношение философии к науке.
Первый этап: доклассический. Наука носит сугубо практический и
неэкспериментальный характер. Философия спекулятивная от Фалеса
до Дж. Бруно.
Второй этап: классический. Формируется экспериментальная и ка-
тегориальная научная база. Но основной её областью является макро-
мир. Частично философия использует экспериментальные данные
науки. Этап длится от Бэкона до Конта.
Третий этап: неклассический. Сделанные в то время открытия не
вписывались в экспериментальную классическую традицию. Усиление
роли наблюдателя, который, буквально, вошел в «тело» науки, с прибо-
ром измерения. Наука уже не наблюдает неизменный объект, а объект в
каждый из моментов меняющейся среды, так как он связан с системой
объектов и уже не может быть рассмотрен изолированно. Принципы
неклассической науки: относительность, дополнительность, неопреде-
ленность. Зарождение позитивизма, конструктивизма, аналитической
философии, экзистенциализма. Использование математики и лингви-
стики. От Шопенгауэра до Ницше.
Четвертый этап: постнеклассический, его принципы – открытость,
нелинейность, самоорганизация, иерархичность, стирание границ меж-
ду гуманитарным и естественнонаучным знанием. Мультиверсуализм и
антропный принцип космологии. Синергетика. Бурное развитие фило-
софии и методологии науки, постмодернизм. Онто-гносео-
аксиологический кризис. Философия языка, пытающаяся его преодо-
леть. От Витгенштейна до еще неизвестного имени.
Введение в метафизику науки начать следует с реляционной онто-
логии как направления философии, в основе которого лежат отноше-
ния. Уайтхед утверждает, что все действительные сущности связаны со
всеми другими действительными сущностями. Однако следует считать,
что связанные между собой вещи должны иметь определенные свой-
ства своих структур для такой связи. Метафизика науки, вслед за Ма-
хом, утверждает замену причинности, более широко трактуемой функ-
циональной зависимостью. Те вещи, процессы, явления и понятия, ко-
торые могут сами попасть в функциональную зависимость, либо,
напротив, «вовлечь» в функциональную зависимость от себя, и могут
быть связаны-соотнесены друг с другом.
Итак, возвращаясь к проблеме субстанции, следует сказать, что ме-
тафизика науки или философия научного релятивизма предлагает на
эту роль относительность. Для более доступного понимания причин
такого предложения рассмотрим вместо относительности – чистое от-
ношение, то есть такое отношение, которое пока ничего не соотносит,
являясь только принципом соотнесения чего бы то ни было.
Чистое отношение как принцип, онтологически, имеет статус чего-
то присутствующе-отсутствующего. Принцип, сам по себе, не доступен
органам чувств, но его выполнение видно ясно, но только в макромире,
и то не всегда. Он не виден в микро- и мегамирах невооруженным гла-
зом, другими словами – без прибора не видны ни электроны с протона-
ми, ни «черные дыры». Но самое главное, что человек, наблюдая миры
своим прибором, вносит возмущения, а проще говоря, изменения в
наблюдаемые объекты, особенно, в объекты микромира.
Как же условие существования, которым является чистое отноше-
ние, проявляется и осуществляется в мире? Следующим образом: через
два принципа «от отношения к соотношению» и «от соотношения к от-
ношению». Возникает резонный вопрос: как понимаются отношение и
соотношение? Отношение есть «примиренные противоречия» в вещах,
процессах, явлениях и понятиях. Соотношение есть «обострение этих
противоречий» в результате соотношения с другой вещью, явлением,
процессом, понятием.
Настало время рассмотреть понимание метафизикой науки, того,
как она рассматривает уровни бытия. Бытие (природа) в чистом виде
есть «область не произвольных отношений»; Инобытие (мышление)
является «областью произвольных отношений», опять же, взятые как
чистые. Событие как «область соотношения бытия и мышления, приро-
ды и инобытия»; небытие – отсутствие отношений. Приходиться оста-
вить возможность мышлению как «области произвольных отношений»,
познавать посредством интуиции, «продуктивного воображения и кон-
струирования». Однако без «легкого просачивания опыта» не обойтись.
Четвертый научно-философский этап принес МН низвержение
постмодернизмом целого (единого), в чем и имеет свою единственную
заслугу. Это достижение постмодернизма позволяет МН сформулиро-
вать свой первый постулат: «чтобы существовать Нечто должно быть
соотнесено с Иным».
Принцип «Нечто существует только в соотношением с Иным» за-
ставляет МН заявить, что мир не един, а множественен, и каждый из
них имеет начало и конец, но количество миров бесконечно, а также
вечно, как жизнь и материя.
Завьялов В.В., член РФО (Москва)
науки (далее – МН) берет за основание субстанцию как всеобщий и не-
обходимый принцип существования всего сущего и знания, которая
есть причина самой себя в силу своей необходимости.
Позитивисты, объявив, что «наука сама себе философия», а тем са-
мым отказав в существовании субстанции, сами теперь только и зани-
маются её поисками. Что, как не поиск субстанции можно принять по-
иск наукой окончательной теории или «формулы мира»? Считаю, что,
именно, отказ философии от поиска субстанции явился причиной её
кризиса.
Видится необходимым разделить историю философию на этапы.
Критерием разделения будет отношение философии к науке.
Первый этап: доклассический. Наука носит сугубо практический и
неэкспериментальный характер. Философия спекулятивная от Фалеса
до Дж. Бруно.
Второй этап: классический. Формируется экспериментальная и ка-
тегориальная научная база. Но основной её областью является макро-
мир. Частично философия использует экспериментальные данные
науки. Этап длится от Бэкона до Конта.
Третий этап: неклассический. Сделанные в то время открытия не
вписывались в экспериментальную классическую традицию. Усиление
роли наблюдателя, который, буквально, вошел в «тело» науки, с прибо-
ром измерения. Наука уже не наблюдает неизменный объект, а объект в
каждый из моментов меняющейся среды, так как он связан с системой
объектов и уже не может быть рассмотрен изолированно. Принципы
неклассической науки: относительность, дополнительность, неопреде-
ленность. Зарождение позитивизма, конструктивизма, аналитической
философии, экзистенциализма. Использование математики и лингви-
стики. От Шопенгауэра до Ницше.
Четвертый этап: постнеклассический, его принципы – открытость,
нелинейность, самоорганизация, иерархичность, стирание границ меж-
ду гуманитарным и естественнонаучным знанием. Мультиверсуализм и
антропный принцип космологии. Синергетика. Бурное развитие фило-
софии и методологии науки, постмодернизм. Онто-гносео-
аксиологический кризис. Философия языка, пытающаяся его преодо-
леть. От Витгенштейна до еще неизвестного имени.
Введение в метафизику науки начать следует с реляционной онто-
логии как направления философии, в основе которого лежат отноше-
ния. Уайтхед утверждает, что все действительные сущности связаны со
всеми другими действительными сущностями. Однако следует считать,
что связанные между собой вещи должны иметь определенные свой-
ства своих структур для такой связи. Метафизика науки, вслед за Ма-
хом, утверждает замену причинности, более широко трактуемой функ-
циональной зависимостью. Те вещи, процессы, явления и понятия, ко-
торые могут сами попасть в функциональную зависимость, либо,
напротив, «вовлечь» в функциональную зависимость от себя, и могут
быть связаны-соотнесены друг с другом.
Итак, возвращаясь к проблеме субстанции, следует сказать, что ме-
тафизика науки или философия научного релятивизма предлагает на
эту роль относительность. Для более доступного понимания причин
такого предложения рассмотрим вместо относительности – чистое от-
ношение, то есть такое отношение, которое пока ничего не соотносит,
являясь только принципом соотнесения чего бы то ни было.
Чистое отношение как принцип, онтологически, имеет статус чего-
то присутствующе-отсутствующего. Принцип, сам по себе, не доступен
органам чувств, но его выполнение видно ясно, но только в макромире,
и то не всегда. Он не виден в микро- и мегамирах невооруженным гла-
зом, другими словами – без прибора не видны ни электроны с протона-
ми, ни «черные дыры». Но самое главное, что человек, наблюдая миры
своим прибором, вносит возмущения, а проще говоря, изменения в
наблюдаемые объекты, особенно, в объекты микромира.
Как же условие существования, которым является чистое отноше-
ние, проявляется и осуществляется в мире? Следующим образом: через
два принципа «от отношения к соотношению» и «от соотношения к от-
ношению». Возникает резонный вопрос: как понимаются отношение и
соотношение? Отношение есть «примиренные противоречия» в вещах,
процессах, явлениях и понятиях. Соотношение есть «обострение этих
противоречий» в результате соотношения с другой вещью, явлением,
процессом, понятием.
Настало время рассмотреть понимание метафизикой науки, того,
как она рассматривает уровни бытия. Бытие (природа) в чистом виде
есть «область не произвольных отношений»; Инобытие (мышление)
является «областью произвольных отношений», опять же, взятые как
чистые. Событие как «область соотношения бытия и мышления, приро-
ды и инобытия»; небытие – отсутствие отношений. Приходиться оста-
вить возможность мышлению как «области произвольных отношений»,
познавать посредством интуиции, «продуктивного воображения и кон-
струирования». Однако без «легкого просачивания опыта» не обойтись.
Четвертый научно-философский этап принес МН низвержение
постмодернизмом целого (единого), в чем и имеет свою единственную
заслугу. Это достижение постмодернизма позволяет МН сформулиро-
вать свой первый постулат: «чтобы существовать Нечто должно быть
соотнесено с Иным».
Принцип «Нечто существует только в соотношением с Иным» за-
ставляет МН заявить, что мир не един, а множественен, и каждый из
них имеет начало и конец, но количество миров бесконечно, а также
вечно, как жизнь и материя.
Завьялов В.В., член РФО (Москва)
Похожие темы
» Ложность современной науки по Критериям Сакральной Науки
» МЕТАФИЗИКА
» Л.Н. Великович ЧЕРНАЯ ГВАРДИЯ ВАТИКАНА ВВЕДЕНИЕ
» Новая Хронология
» Дмитриев А.Н. Огненное пересоздание климата Земли Введение
» МЕТАФИЗИКА
» Л.Н. Великович ЧЕРНАЯ ГВАРДИЯ ВАТИКАНА ВВЕДЕНИЕ
» Новая Хронология
» Дмитриев А.Н. Огненное пересоздание климата Земли Введение
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения