ЖИЗНЬ и МироВоззрение
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Малышев А.В. Философия интеграции медицины.

Перейти вниз

 Малышев А.В.             Философия интеграции медицины.                                                Empty Малышев А.В. Философия интеграции медицины.

Сообщение  Белов Вт Мар 31, 2015 12:31 am


В качестве биологической парадигмы медицинского знания предлагается «Стандартного алгоритма космической технологии» , что соответсвует космоцентрическому происхождению жизни в материалистической интерпретации. В качестве гуманитарной ассоциации предлагается задействовать социологическое и философское общества.

Медицина является одна из отраслей народного хозяйства общества. И если все отрасли испытывают необходимость модернизации в свете пост модерна, то медицина тоже должна не отставать от этого процесса. Одной из проблем современной медицины является то, что некоторая часть граждан России, лечением бывают недовольны. И это при всём том, что регулярно защищаются научные диссертации, накапливая научный потенциал, а государство тратит немалые деньги на здравоохранение. Функционирование медицины можно рассматривать как в качестве производительных сил так и в качестве производственных отношений. Первое, это рост медицинской технологии т. е. открытие и применение новых методов лечения и профилактики болезней. А второе, это то, что в соответствии с общесоциологическим законом «Соответствия характера и уровня развития производственных отношений, характеру и уровню развития производительных сил» отношения комуникации, тоже должны совершенствоваться. Как следствие процесса развития в науке образовалась философия интеграции медицины. В ней предполагается сформулировать новую трансдисциплинарную парадигму медицинского знания и практики, а также создание Российской медико-гуманитарной ассоциации (РМГА).
Анализируя существующую концепцию можно отметить, что одной из причин несовершенства методологического подхода в исследовании человечески организмов, является несовершенство теории биологической основы, которой является симиамная теория (simiam, лат. относящийся к обезьяне-плосконосый, сходство). Она представлена в свете упрощённой Дарвино-марксистско-энгельсово-ленинской диалектики не предполагая объяснения сложных особенностей действительного строения организмов. Что говорит о том, что нужна новая парадигма биологического знания.
Относительно существующего механизма контроля общества за деятельностью медицины, можно сказать, что за всю историю медицины в Царской России, СССР и Российской федерации медработниками было сделано много подвигов, спасено много жизней и облегчено страданий, что безусловно заслуживает уважения. Примером, свидетельствующем об этом, могут быть действия медработников в современном Юго-Востоке Украины. В то время, когда всё подвергается бомбёжкам, в том числе и больницы, медработники в условиях голода, холода, дефицита медикаментов, подвергая свои жизни опасности выполняют свой профессиональный долг! И несмотря на то, что в основном соблюдается основополагающий морально-этический принцип Гиппократа «Не навреди», а также положения клятвы врача: «постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство; беречь и развивать благородные традиции медицины», имеет место допущение врачебных ошибок, нарушение медицинской этики. А структура механизма контроля общества за деятельностью медицины, имеет размытый характер. И если медработниками допускается ошибка в процессе лечения, то единственное, что может сделать пациент или заинтересованные лица, это обратится в правоохранительные органы. Медицина, это узко специализированная дисциплина, и вникнуть в суть проблемы неспециалисту бывает нелегко. Обращает на себя внимание то, что в структуре модели организации здравоохранения за последние 150 лет существенных изменений не происходило. Поэтому, в условиях всё усложняющихся средств рационализации производительных сил, вырисовывается перспектива модернизации механизма рационализации комуникации. Данная инициатива есть не одного автора или группы лиц, а объективность закона развития. Тоже самое можно отнести и к всем другим государственным организациям, например, образования, культуры, государственного управления вообще. Единственное, что можно отметить категорически при вырабатывании методики контроля, это должен соблюдаться принцип Гиппократа «Приносить пользу или не вредить».
Совершая краткий историко-философский анализ замечаем. Идея божественного происхождения всего живого проходит через всю историю философии: Парменид (540-470 до н.э.): «Универсум един, вечен, шарообразен», а так-же Будда: «Истинно, из размышления рождается Мудрость»; Гиппократ (460-377 до н.э.) причину болезни видел в самой природе (влияние богов он не исключал); Платон (427-328 до н. э.): «Уподобляться Богу — значит стать разумно справедливым и разумно благочестивым. Единое — это целое»; Плотин (204-270): «Ум, рождающийся от Первоединого, есть как бы истекающий от него свет»; Парацельс (1493-1541, нем.) в контексте примитивного аналогизма и в интересах медицинской науки, опираясь на многовековую практику алхимии, наряду с традиционными стихиями древней физики — землей, водой, воздухом и огнем — признавал наличие трех универсальных начал: « ртути, соответствующей духу, соли — телу, и серы — душе». Нарушение нормального соотношения этих начал в человеческом организме приводит его к различным заболеваниям. Принцип соответствия человеческого микрокосма природному макрокосму закономерно приводил немецкого врача и философа к убеждению в том, что против любого заболевания можно найти лекарство в природе. Сколь ни примитивны такого рода представления, опираясь на них, Парацельс ввел в медицинскую практику новые эффективные медикаменты. Идеи науки и философии, согласно Декарту (1596-1650, фр), должны быть объединены в нерасторжимую целостность. Гораздо легче и эффективнее изучать сразу все науки. Их единство мыслитель уподобляет « мощному древу, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви — механика, медицина, этика. Метафизика (или первая философия) есть фундамент систематического познания; этикой она увенчивается». Блез Паскаль (1623-1662) отмечал: « Атеизм указывает на силу ума, но только до определенной степени. Основная ошибка всяких догматиков -— полное противопоставление истины и заблуждения, между тем как истина всегда частична, относительна». В. Соловьёв (1853-1900): «Цельное знание есть синтез философии с теологией и наукой».
В середине 19 века в науку как протест религиозного господства пришла гипотеза эволюции Ч. Дарвина или, симиамная теория. Данная теория благодаря своей внешней логике (некоторыми не стыковками пренебрегали) вытеснила идеалистические толкования и в настоящее время истолковывается как наиболее объективное представление о природе всего живого. Но, мудрость человеческая, не стоит на месте, с приходом либерализации в политике, свободомыслие пришло и в естествознание. Учёные стали понимать, что в природе не так всё просто, как это выглядит в свете дарвинизма. В условиях либерального мышления вышла в свет авторская работа «Философские размышления в начале 21 столетия». В главе «Возможен-ли синтез эклектической философии?» на примере анализа рисунков мороза предпологается о существовании в природе «Стандартного алгоритма космической технологии», согласно которому, в природе существует типовой проект биологической системы, который внедряется в жизнь согласно правилу «ВСЁ ИЛИ НИЧЕГО». Жизнь организмов начинается с самопроизвольного синтеза ДНК с информационным кодом видов, эволюция осуществлялась как процесс освоения информации кода ДНК. Во взаимозависимости и взаимообусловленности изначально образовались все представители системы жизни. Проще говоря, вначале растительные организмы, а затем организмы травоядные и наконец хищные. Причём, родителями травоядных организмов являются растительные, а родителями хищных - травоядные. Человек образовался в процессе симбиоза на биологическом поле гигантских и хищных животных, разум у него образован для противостояния исполинским и грозным существам. Количество клеток мозга соответствует количеству звёзд во Вселенной. Сознание и процесс мышления являются продуктом фагоцитоза клеток мозга. Обезьяны образовались на биологическом поле плодоносных деревьев, а их анатомическая схожесть с конституцией человеческих организмов объясняется тем, что это есть результат уникальности структуры мозга образовавшегося как следствие питания их плодами обогащёнными углеводами. В концепции находится и ответ на вопрос: Что первично, яйцо или курица? Ответ: вначале космическим путём образовались яйценоские организмы — курочки с петушком и динозавры с динозаврихами, а затем, они биологическим путём образовали яйца. Решаются и проблемы: архе -начала жизни, энтелехии -движущей силы биологических организмов, витализм ( Аристотеля), окказионализма -взаимосвязи души и тела, валеология (Р. Декарта, Мальбранша), об аффектах души (Декарт, Спиноза) исторически в которых присутствовала теологическая парадигма. Гипотиза «Стандартного алгоритма космической технологии» при помощи концепции «Синтеза обратной связи» переворачивает представление дарвиновской эволюции и ставит её на ноги, находившейся вниз головой. Более подробно см. [1, стр. 9-35; стр. 73-87]. Имея данное предположение можно уже не дискутировать на тему о существовании Бога-Творца, а спорить только о том, как образовалась жизнь, по сценарию Ветхого завета или по какому то другому.
В плане создания Российской медико-гуманитарной ассоциации, следует говорить о создании механизма гражданского контроля общества по отношению к функционированию медицины, или создание механизма обратной связи, антиутопической меры. Одной из важных проблем здравоохранения, является проблема разумного взаимодействия между сотрудниками медицины. Отношения, от которых зависит разумность отношений в структуре медицины, что, в конечном результате, отражается на результатах медицинских услуг. Для заявителя решение всякого вопроса бывает крайне важно, что связано с экономией времени. Суть проблемы заключается в том, что госслужащий при поступлении пациента может: 1) руководствоваться лимитом времени, данным ему инструкцией, что может быть по разным причинам долго; 2) решать вопрос положительно или отрицательно, в зависимости от собственного отношения к личным качествам заявителя. Причем, как первое, так и второе, логически обосновывается различными формальными мотивами. Всякий заявитель, неудовлетворённый полученным ответом, не имеет механизма, чтобы конструктивно отреагировать. Существующие средства: суд и критика в СМИ не дают должного результата потому, что критиковать вообще, кого-либо, а тем более медицину – противоречит одному из главных свойств человеческой психологии – инстинкту самосохранения. К тому же критика в СМИ может быть и незаслуженной, но тиражированная, она может подорвать её престиж. А судиться с государством, займет много времени и средств. Пациент, лишённый возможности законно решать свои вопросы, вынуждается решать их нецивилизованными методами: вступать в неформальные отношения, обращатся в другие учреждения. Значимость несовершенства механизма обратной связи предлагается рассмотреть на образных примерах. Ситуация субъект-субъектных отношений по вертикали (подчинённый-начальник). Руководитель даёт установку подчинённым для решения определённой задачи (прямая связь). Изучив её, подчинённые отвечают о невозможности её решения по причинам: несовершенство технологии, неправомерность. Управляющий, руководствуясь принципом «прав не тот, кто истинно прав, а тот, у кого больше административных прав», отвечает: «Задача должна быть решена любыми средствами, в противном случае, последуют наказательные меры» (прямая связь). Подчиненные, руководствуясь принципом «из двух зол выбирают меньшее», решают задачу, но некондиционно (прямая связь по отношению к обществу) – общество получает некондиционную продукцию. Данный принцип управления иллюстрируется следующим анекдотом из Западной культуры: На улице к чистильщику обуви подходит клиент и предлагает почистить обувь. Чистильщик активно включается в работу. После паузы молчания клиент говорит: «Да, Майкл, мы до сих пор с коллегами вспоминаем, как ты смело разговаривал с начальником». Или сюжет басни Крылова И. А. (1768-1844) «Крот и орёл». Орёл с орлицей принялись вить гнездо для своих орлят на одном из деревьев. А крот, роющийся в земле, предупреждает их о ненадёжности корней этого дерева. Игнорируя его предупреждение, орёл отвечает: «И что за стать кротам мешаться сметь в дела царь-птицы!». В результате, дерево рухнуло и птенцы погибли. Мораль сей басни такова: «Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его».
Между сотрудниками по горизонтали вырисовывается следующие отношения: из-за невозможности устранить рассогласования в системе организации то, как средство защиты, возникают неформальные группировки, объединённые не на производственной, а на личной и психологической основе. В структуре образовывается полярность между группировками и конфликтность на около производственной основе. Лидерами этих группировок, как правило, становятся наиболее активные специалисты, приближённые к начальникам, оказывающие влияние на них при распределении материальных благ. Деятельность сотрудников приобретает характер, при котором добросовестно работать становится невыгодно. Престижным становится скромное, тихое поведение, не нарушающее формальной трудовой дисциплины. В этих условиях сотрудники теряют веру в справедливость и допускают вступление с заявителями в госслужбу в неформальные отношения. В результате этого, общество получает некачественные результаты управления.
Совершая краткий историко-философский анализ проблемы отчуждения (эмоциональный вакум, эмансипация сознания), отмечается, что за всю историю философской мысли она всегда находилась в центре внимания учёных. Корни поиска её решения уходят к временам древнеиндийской и античной философии. Наиболее верно природу отчуждения сформулировал К. Маркс (1818-1883), он отмечал, что в основе тотального отчуждения лежит «отчуждение человека от человека». Большим достижением философской мысли является открытие им закона «Соответствия…» согласно которому, по мере роста производительных сил, структура производственных отношений тоже должна последовательно совершенствоваться, усложняться. И, если в системе организации наблюдаются сбои в работе, то это должно означать, что характер и уровень развития производственных отношений отстаёт от характера и уровня развития производительных сил. Как дополнение к этому закону, на рубеже конца XIX и начала XX вв. в науке выработались концептуальные направления бихевиоризма, символического интеракционизма и функциональной школой в социологии – являющихся золотым фондом человеческих знаний. На сегодняшний день они успешно способствуют моделированию систем саморегулирования многих стран мира. Методологическим направлением, построенным на базе названных концепций, выработалась структурно-функциональная социология. Её исходные предпосылки были сформулированы Э. Дюркгеймом, А. Р. Радклифф-Брауном, Б. Малиновским, В. Парето. Современные представители этого направления Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Девидс видят главной задачей социологии в изучении механизмов и структур, обеспечивающих устойчивость социальной системы. Опыт сравнительной политологии говорит о том, что в идеале системы организаций народов, независимо от идеологической ориентации, в основном подчинены единому императиву, разница только в силе мер наказания или поощрения за нарушения или подвиги к трудящимся, в зависимости от менталитета народа. Вслед за К.Марксом в антропологической концепции Ж.П.Сартра (фр. 1905-1980) отмечается: «диалектику нужно искать в отношениях людей с природой и в отношениях людей между собой».
Руководствуясь положением отражённого в «Конвенции о защите прав человека и достоинства человеческого существа, в связи с использованием достижений биологии и медицины» (1997 г.) предлагается за основу новой биологической парадигмы принять приведённую концепцию «Стандартный алгоритм космической технологии» как наиболее верной в наши дни. Таким образом, доказывается, что человечество изначально образовалось человеческой природы, а эволюция его происходила как освоение информации человеческого кода ДНК. Таким образом, делается попытка сформулировать новую транс дисциплинарную парадигму медицинского знания и практики.
Для решения проблемы рационализации комуникации предлагается трёхкомпонентная методика структурно-функциональной социологии, состоящая из: метода анализа экспертных оценок; полярного метода; метода лангетюдного исследования; таблицы нормативов опроса. Суть предлагаемого заключается в том, чтобы независимые эксперты, т. е. социологи, философы в присутствии СМИ могли бы проводить аттестацию сотрудников структур здравоохранения -— отделений, главных врачей больниц и главных специалистов министерств здравоохранения регионов. В их задачу предположительно должно входить контроль не того, как лечатся больные, а насколько прозрачны межличностные отношения. Осуществлять аттестацию предлагается специально созданной Российской медико-гуманитарной ассоциации возглавляемую представителями местных отделений Российских обществ социологов и философов. Более подробно см. [1, стр.143-169; стр . 103-106]. Исходя из данной идеи, предлагается новая философия государственного служащего.
Всякий государственный служащий, каковым является и сотрудник здравоохранения, должен помнить, что для него, так же, как и для всякого нормального человека, главной ценностью является желание создания и сохранения семьи. Есть и другие ценности, такие, как благополучие родителей, родственников и близких, а также та высокая оценка, которая ему даётся в достигнутом им высоком положении в обществе и боязнь прослыть неудачником в среде тех, кто его знает. Но желание создания семьи и её сохранения главенствует над всеми.
Государственная служба это, во-первых, то занятие, без которого человек не может нормально существовать, как и без всякой общественно полезной деятельности. Это есть потребность Вселенского происхождения, в результате чего преобразовывается окружающий мир. А во-вторых, это есть средство для обеспечения главной ценности, т. е. создания и сохранения семьи.
Госслужащий всегда должен помнить, что для членов общества одной из главных целей, также как и для госслужащих, является желание создания и сохранения семьи и потому, всякое обращение их в госслужбу предполагает связь с решением данного вопроса.
Одним из главных философских ориентиров госслужащего является экономия времени труда членов общества. Время – это не только деньги, но и есть тот материал, из которого построена наша жизнь. И потому, пустая его трата ограничивает перспективу решения жизненно важного вопроса.
Если в процессе службы у Вас появится конкурент на ваше служебное место, то Вы должны за него (место) бороться. Но делать это надо не путем «вставления палок в колеса» конкуренту, как это иногда бывает, так как этот способ отнимет много энергии и времени, что отразиться на качестве Вашей работы. А путём повышения собственной деловой активности и профессионализма. Вы должны свои обязанности выполнять на пределе возможного – быстро и качественно. Если потребуется, то приходить пораньше или задерживаться после работы, а может быть выходить в субботу или в воскресенье. Но, поскольку, на Ваше престижное место всегда есть конкуренты, то Вы должны быть всегда в высокой деловой форме. А это достигается регулярным занятием оздоровительным спортом, постоянным накоплением профессиональных знаний, соблюдением личной гигиены, нормальным питанием и культурным отдыхом, а также не превышением допустимых норм употребления алкоголя и курения табака.
Говоря другими словами, для того, чтобы Вы шли на работу и с работы домой, как на праздник, Вы должны бережно относиться к времени труда общественного производства. Если в процессе управленческой практики возникает ситуация, когда существующий порядок работает на большую трату времени, то, в порядке исключения, надо переключиться на методику, способную эту трату устранить. Экономьте время труда для создания и сохранения семьи других, и оно вернётся бумерангом в создании и сохранении семьи Вашей!
Научно обосновывая методики «Стандартный алгоритм космической технологии» и РМГА следует отметить, что происходит модернизация традиции здравоохранения как смена парадигм. Происходит интеграция основных направлений функционирования практики медицины: 1. симиамной теории и Стандартного алгоритма космической технологии; 2. традиционного самоконтроля и гражданского контроля РМГА. Соблюдается преемственность поколений заключающая в том, что сохраняется сама идея искусства лечения людей, сохраняется соблюдение принципа Гиппократа «Приносить пользу или не вредить», а компонент изменчивости заключается в том, что в биологической теории происходит конвергенция теорий с превосходством материализма в новой интерпретации. А также, при сохранении существующей модели организации системы здравоохранения- компонент единства, а как компонент изменчивости, предлагается механизм гражданского контроля. Предлагаемые преобразования сыграют методологическую роль в деле моделирования структуры механизма самоорганизации общества. В результате этого ожидается разрушение существующей системы и на её развалинах образуется качественно новая система. Что должно отразится на росте перехода количественных изменений в качественные. В результате этого изменения произойдёт рост взаимопроникновения противоположных сил и рост самодвижения системы. Рост качественных изменений будет способствовать росту характера и уровня развития производственных отношений. Рост характера и уровня развития производственных отношений образует соответствие с характером и уровнем развития производительных сил. Затем должен последовать рост характера и уровня производительных сил и, соответственно, рост экономической формации общества. Рост экономической формации, будет способствовать росту социального равновесия общества. Направления познания — эмпиризм, рационализм, конвенционализм. Форма истины — относительная. Связующим звеном, объединяющим субъективное и объективное, и выступающим основанием для сравнения реальности и её отражения в сознании человека, является, помещение познавательного объекта в сознание субъекта, утверждение, что в познании человек сталкивается только с такими предметностями, которое конструирует его сознание. Критерии истины: непререкаемая логика, когерентность, эвристичность.
Научная новизна заключается в том, что, во первых парадигма «Стандартный алгоритм космической технологии» есть уже не симиамная теория, но и не Ветхозаветная. Наука уже может понять, что природа человеческого существа изначально образовалась нетривиально и она сложна не только потому, что её не может понять человеческий разум, но потому, что она изначально образовалась действительно сложно. Создание РМГА, в обязанности которой будет входить аттестация прежде всего руководителей здравоохранения, то это есть впервые в России создание механизма гражданского контроля. Это будет антиутопическая мера с дискретностью как средство преодоления этатизма. Новая философия госслужащего, это уже новая идеология здравоохранения.
Анализируя изложенное можно отметить. Новая концепция происхождения жизни «Стандартный алгоритм космической технологии» сыграет свою методологическую роль во всех дисциплинах медицины. В настоящей работе отмечается одна из них- психология. Рассмотрим её на примере сравнения семейства псовых. Известно, что анатомия и всё остальное у волков и собак одинаковое. А вот волки только воют, а собаки и лают. Причём волки не лают даже те, которые выросли в домашних условиях как и собаки. Почему?! Да потому, что волки образовались как симбиоз на основе диких животных таких, как антилопы в соответствии с их структурой мозга. А собаки образовались как симбиоз на основе человека, в соответсвии с его структурой мозга. Лай собаки это уже члено раздельная речь. И потому голосовые возможности собак более виртуозны, а у волков ограничены примитивным воем. Данное наблюдение позволяет заметить, что если у представителей семейства псовых наблюдается различие в умственных способностях в зависимости от природы происхождения, то у человечества это различие проявляется тоже. Что говорит о том, что интеллект людей различен. Это различие зависит от того, от какого исполинского и грозного животного образовался представитель человечества.
Что касается применения социологических знаний в системе здравоохранения, то отмечается следующее. Интересоватся структуро-функциональной социологией я начал в 90-ых годах. Смоделиров и размножив анкеты я начал поик организаций, в которых их можно было бы испытать. И таким образом одной из организаций была одна из Винницких горбольниц (Ураина). Придя в неё во дворе мне встретился мужчина в халате. Я у него спросил с кем я могу поговорить по поводу применения социлогии. Он с удивлением согласился и сказал, что он главный врач больницы. Я предложил ему анкеты, он их у меня почти выхватил, как бы опасаясь что я передумаю. Я не стал задавать лишних вопросов опасаясь того, что он передумает. Через месяц я пришёл и, надо же быть такому совпадению, встретил этого человека на том же месте. На мой вопрос: Каков результат?- он ответил: Результат отличный, только структуру анкеты мы переделали! Я был этому очень рад, так-как результат соответствовал моим ожиданиям. Согласившись с тем, что анкеты надо переделать я их переделал в тот вид , который они имеют в настоящее время. В дальнейшем я организовывал испытание данной методики во многих других предприятиях, и везде результат был феноменальный. Более подробно см. [1, 143-171].
Предполагая, перспективу предлагаемой социологии, считаю важным отметить, что социальный психолог, это только социальный психолог. Он не администратор и не правоохранитель. И если в процессе аттестации кому то будет дана отрицательная оценка, то это будет только основанием для беседы социолога (без администрации) с этим специалистом о необходимости изменится в плане замечания. В социологии существует профессиональная этика, так-же как в медицине медицинская диантология, которая соблюдается. Но если в дальнейших аттестациях ему будет дана низкая оценка, то администрации будет сделана рекомендация для принятия мер. Аттестующий (философ, социолог, психолог) выступает от имени гражданского общества. Данная система построена по аналогии с фунционированием вегетативной нервной системой в организмах, в которой симпатическая и парасимпатическая н.с. обеспечивают гомеостаз. Таким образом обеспечивается диалектическое движение которое, по Сартру, есть «движение мысли одновременно по направлению к объективному результату и к первоначальным условиям». Что соответствует наставлению одного из российских «Гиппократов» Пирогова Н.И. (1810-1881) : «Цель воспитания и образования — "истинный человек", качествами которого являются: нравственная свобода, развитый интеллект, преданность убеждениям, способность к самопознанию и самопожертвованию, вдохновение, сочувствие, воля». [2]
Народнохозяйственная предагаемого заключается в том, что усовершенствование понятия природы человека повысит теоретические исследования в медицине. Повышение прозрачности в структуре здравоохранения отразится на повышении прозрачности здравоохранения по отношению к обществу. Всё это отразится на росте эффективности функционирования медицины: снизится допущение ошибок в лечебной работе, повысится удовлетворение населения её результатами. Что сыграют свою роль в плане повышения функциональности всего Российского общества.
Не претендуя на безошибочность изложенного, специалисты, интересующиеся данной проблемой приглашаются к дискуссии по данному материалу.
Литература.
1. Малышев А.В., «Философские размышления в начале 21 столетия», г. Сызрань, 2012, 315 стр.; Материалы второй заочной международной научно -практической конференции (25-28 февраля 2013 г.), Пермского ГНИУ «Современное социально-гуманитарное знание в России и за рубежом», часть 1, книга 1.
2. Пирогов Н.И. Собрание литературных статей. Одесса. 1858; Дневник старого врача // Соч. Т.2. Киев. 1882 .
Белов
Белов
Admin

Сообщения : 1969
Репутация : 1074
Дата регистрации : 2011-01-30
Откуда : Москва

https://mirovid.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения