Сергей Каширин НУЖЕН ЛИ РУССКИМ НАЦИОНАЛИЗМ?
ЖИЗНЬ и МироВоззрение :: В поисках Мировоззрения Жизни :: Русский МИРЪ в поисках Русского МIРоВЕДения
Страница 1 из 1
Сергей Каширин НУЖЕН ЛИ РУССКИМ НАЦИОНАЛИЗМ?
Уточняйте значение слов,
и вы избавитесь от многих заблуждений.
Р. Декарт
Прислушаемся к философу и постараемся разобраться с такими важными понятиями как национализм, шовинизм, космополитизм и патриотизм. Сегодня, в смутное время, когда нашу страну охватил всесторонний кризис, когда Россия, русская цивилизация на краю гибели, о чём говорят многие аналитики, особо важно уточнить смысл этих философских категорий. Выяснить, что может объединить разрозненное население нашей страны в единый народ, способный отстоять своё будущее, свою цивилизацию, своё достойное место на Земле. Чтобы, как образно говорил В.И. Ленин, ухватившись за самое важное звено, вытащить всю цепь. Вначале вспомним такие фундаментальные понятия как этнос, народ, нация. Для этого обратимся к авторитетным источникам - философским энциклопедиям и словарям.
В понимании большинства авторов философских трактатов этнос (от греческого – народ) – это группа людей, объединённых общими признаками, объективными или субъективными. Различные направления в этнологии в число таких признаков обычно включают: происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и т.п. Считается, что исторически этносы сложились из близко проживающих племён, имеющих экономические и культурные связи.
Народ – в широком смысле это население страны. В политическом – под народом не редко понимается нация. Часто народом называют не привилегированную часть населения страны в отличие от привилегированной части – элиты.
Сразу уместно сказать, что, употребляя термины «этнос» и «народ», мы противопоставляем одну группу людей другим, проводим границу между ними, подчёркивая этим особенности данной группы. Если говорим, что мы – русские, то этим отделяем себя от американцев, французов, китайцев и т.д. С другой стороны, говоря о народе, мы отделяем многочисленную, но мало обеспеченную часть населения страны от малочисленной, но властной и богатой – элиты. Народ, в большинстве случаев, увы, не един!
Народ может составлять один этнос или быть объединением нескольких. Так, например, русский народ – сложившееся исторически объединение многих этносов: великороссов, мордвы, татар, якутов, камчадалов, чеченцев и т.д. Народ, в отличие от населения имеет свою историю. Население страны может меняться, народ – остаётся. О народе имеет смысл говорить только в связи с государством или другим формальным объединением людей. Правда, на земле существуют и расселённые народы, такие как еврейский, который, когда-то сформировался, а затем на протяжении двух тысячелетий не имел своего государства. Считается, что народы появились в результате объединения и развития племенных союзов.
Нация (от латинского – народ, племя) – это историческая общность людей, сложившаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей, культуры и характера. Надо отметить, что до настоящего времени среди авторов словарей и энциклопедий нет единства в определении нации. Одни авторы сводят это понятие к психологической общности людей, объединённых единой исторической судьбой, другие - к общности их характера, третьи – к общности культуры, одинаково мыслящих и говорящих на одном языке людей, четвёртые – к экономическим связям. На наш взгляд, более других прав русский философ Н.А Бердяев, определивший нацию как единство исторической судьбы и осознания своего единства группой людей. Думается, будет верным считать, что нация характеризуется общностью самосознания, территории, языка, экономических связей, психологического склада и культуры. При этом нации, объединившие несколько этносов, могут иметь кроме общенациональных признаков и этнические особенности. Эти особенности характеризуются национальностью отдельных групп людей. Иными словами, главным критерием оценки принадлежности личности к нации является осознание ею своей принадлежности к данной общности. Таким образом, если, например, еврей живёт в России, приобщился к русской культуре и русскому менталитету, знает русский язык, считает себя принадлежащим к русской общности, то его следует признать русским, в смысле понятия «нация» и евреем - в смысле понятия «национальность». Национальность, выделяя из нации этнические особенности людей, является более узким понятием. Оно помогает объяснить, почему, скажем, люди, говорящие на одном языке принадлежат к разным нациям. Таким образом, мы - все живущие в России - на мировой арене представляем русскую нацию, именно русскую, поскольку русские люди создали эту общность и сегодня составляют более 80% населения. Но мы отличаемся национальностью и наши этнические особенности должны быть отражены в соответствующей графе паспорта. Кстати говоря, за рубежом нас всех и называют русскими.
Марксистская философия считает, что нации возникли в период преодоления феодальной раздробленности общества при укреплении капиталистических экономических связей людей. «Нация – продукт буржуазной эпохи!» - писал Ленин. Он так же признавал общность духовной жизни, национальное самосознание важными для становления нации, её признаками. При наличии национального самосознания нация объединяется не только объективными, но и субъективными связями, включающими в себя осознание этнической общности, приверженности к национальному языку, территории, культуре, определённым взаимоотношениям людей, чувству национальной гордости и т.д.
Таким образом, просматривается следующая историческая цепочка развития человеческой общности: семья, род, племя, союз племён, этнос, народ, нация.
Рассмотрев бегло фундаментальные понятия, перейдём к основной теме – теме национализма и его роли в судьбе народа, нации, цивилизации в целом.
К сожалению, понятие «национализм, различные источники так же толкуют по-разному и часто догматически.
Философский энциклопедический словарь гласит: «Национализм – идеология и политика в национальном вопросе, для которых характерны идеи национального превосходства и национальной исключительности. Национализм толкует нацию как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства целого с тождественными основными интересами всех составляющих социальных слоёв. При этом за общественные интересы выдаются устремление класса или социальной группы, выступающих в данных конкретных исторических условиях носителем и проводником националистической идеологии и политики». Далее отмечается, что национализм используется буржуазией страны в борьбе против феодализма и чужеземной буржуазии. Сразу возникает вопрос: почему он используется только буржуазией? Может быть, его может (и должна!) использовать и другая общественная сила в своих интересах? Например, истинные патриоты страны против своей и чужеземной буржуазии. Может быть, следует пересмотреть это определение национализма, исключив его непременную внеисторичность и надклассовость?
Почти дословно так же определяет нацию и Большая советская энциклопедия. При этом, особо отмечая, что в XIX – XX веках национализм выступал как мощная объединительная сила в борьбе народов за национальное освобождение в Европе, а затем в Азии, Африке и Латинской Америке. Может быть, сегодня следует сделать акцент именно на это положительное в национализме?
Философским авторитетам вторит Словарь Ожегова: «Национализм – проявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости». Может быть, в период глобализации по-американски и нужна определённая национальная замкнутость?
Все рассмотренные источники дружно отмечают возможность перерождения национализма в свои крайние формы – расизм и шовинизм.
Шовинизм по определению Философского энциклопедического словаря – проповедь национальной исключительности, противопоставление интересов одной нации интересам всех других, распространение национального чванства, разжигание национальной вражды и ненависти. Очевидно, сегодняшним националистам не следует допускать перерождения истинного, полезного национализма в его крайности!
Таким образом, отмечая отрицательные свойства национализма, даже его возможное вырождение в расизм, авторитеты не отрицают и положительного – способствования объединению, сплочению народа в борьбе за национальную независимость! Не кажется ли вам, дорогой читатель, что сегодня Россия переживает именно такое время, когда сплочение народа крайне необходимо!? Россия внешними и внутренними силами буквально разрывается на куски. Бжезинский и иже с ним уже наметили границы будущих семи «независимых» государств на нашей территории! Совершенно очевидно, что с распадом исторической России рухнет не только русское государство, но и вся тысячелетняя русская цивилизация. Желать такого исхода могут только крайние недоумки и эгоисты, не видящие ничего кроме своих мелких, животных потребительских интересов!
Возникший на основе родственных чувств патриотизм не может быть отделён от национализма. Патриотизм так же тесно связан с гражданственностью, о чём так хорошо сказал наш великий поэт и патриот Н.А. Некрасов:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан!
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын!
Он, как свои, на теле носит
Все раны Родины своей!
………………………….
И жалок гражданин безгласный!
И ещё:
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной.
Не станет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой!
Заметим, что «Отечество», «Отчизна», «Отец» - слова одного корня, а «Родина» хорошо сопрягается в русском языке со словом «Мать»! Не может и не должен нормальный человек быть неблагодарным отцу и матери, подарившим ему самый ценный подарок – жизнь!
Патриотизм (от греческого Родина, Отечество) – это любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам, готовность к его защите. Как считал В.И. Ленин, это одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных Отечеств! С образованием национальных государств патриотизм стал неотъемлемой частью национального общественного сознания. В буржуазном государстве подлинным носителем патриотических чувств являются трудящиеся массы. Буржуазия не отражает национальных интересов. Выше интересов нации, Отечества она обычно ставит личное обогащение, охрану интересов капиталистов всех стран, сохранение своего правящего положения. Патриотизм, безусловно, способствует объединению, сплочению нации, о чём свидетельствует вся мировая история. Но буржуазия не всегда едина! В её среде может быть и национально ориентированная часть!
Уместно сказать, что труды классиков марксизма-ленинизма созданы в период борьбы за власть трудящихся, в период господства в среде революционеров идеи всемирной пролетарской революции, под флагом «Пролетарии всех стран соединяйтесь!», когда гимном коммунистов стал «Интернационал». Отсюда и их отрицательное отношение к национализму да, в общем-то, в начальный период и к патриотизму. Сегодня другое время и в соответствии с ним должно быть изменено и отношение к национализму! Сегодня должны быть использованы в интересах сохранения русского государства и русской цивилизации все объединительные возможности! К большому сожалению, даже некоторые сегодняшние теоретики коммунизма, оставаясь непоколебимыми догматиками, чуть ли, на радость либерал-демократов, ни отождествляют русский национализм с крайним его проявлением – фашизмом!
Народ, нация выросли из человеческой семьи! Настоящий русский националист твёрдо осознаёт свою принадлежность к этой большой семье, не считая её самой лучшей, игнорируя и презирая другие, возвышаясь над ними. Как член семьи он заботится о других её членах, переживает за них, помогает преодолеть трудности, защищает при необходимости. Конечно, нация, народ включают различные классы. Об этом националист не забывает. Но он считает, что во время национального бедствия вопрос о классовом составе общества должен быть отодвинут на второй план и нация, по крайней мере, большая её часть, должна объединиться для своего сохранения. Ведь если не будет народа, нации, то некому и не за чем будет рассуждать о классах, классовой борьбе и власти! Русская история знает примеры благотворного объединения народа. Так было в период борьбы с татаро-монгольским игом, смуты начала XVII века, нашествия наполеоновских орд, наконец, во время Великой Отечественной войны. Так должно быть и в сегодняшнее смутное время, когда нашей цивилизации грозит катастрофа! Сегодня необходимо использовать все возможности, и в первую очередь национализм и патриотизм, ещё живущие в душах русских людей, для объединения населения страны в единый народ и направить его силы на борьбу за Россию. К счастью, у нас ещё не изжит окончательно русский менталитет, отличный от западного. Мы сильны не отдельными суперменами, а своим коллективизмом. Мы побеждаем врагов общими усилиями сплотившихся вокруг идеи обычных людей. На каждого из нас, как на солдата в строю, при этом проецируется мощь всего коллектива товарищей по борьбе. И от этого мы чувствуем свою непобедимость. Сплочение является важнейшей задачей, обеспечивающей наш успех. Сегодня на первом плане у русских людей национально-освободительная борьба и национализм должен стать её знаменем. Да, наша страна многонациональна, но перед врагом мы все – русская нация. А этнически русские, которых в стране абсолютное большинство, должны сплотить народ России.
Говоря о национализме, нельзя не заострить внимание на русском вопросе. Сегодня русские – самая многочисленная, государство образующая национальность – оказалась самой униженной, растоптанной и расчленённой. За рубежами РФ осталось более двадцати миллионов русских. Русские не имеют своей автономии, своих образовательных и воспитательных учреждений. Демографический кризис в стране существует в основном за счёт русского населения. Уничтожается русская культура и русский язык. Из паспорта гражданина РФ изъята графа о национальности, гордости всякого русского. Даже само слово «русский» стало неприличным, ругательным! Ранее гордый русский человек унижен и оскоблен. Более того, всякое проявление русскости сегодня сопровождается воплями властей и ангажированных ими СМИ о якобы существующем русском фашизме. Министр бескультурья Швыдкой в своей телепрограмме «Культурная революция» даже сказал, пугая определённую группу наших сограждан, что он страшнее немецкого, не указав, однако, в чём проявляется так, чтобы это заметило большинство населения! Власть защитилась от русского национализма статьёй №282 УК «О разжигании национальной, социальной и религиозной розни». Не слышно, чтобы по этой статье получили наказание не русские граждане нашей страны! Всё это понятно. Высшая власть РФ (экономическая и политическая) в значительной части состоит из представителей маленького, но очень сплочённого, хитрого, оборотистого и коварного торгашеского народа. И они понимают, что откусили от России слишком большой кусок, который им трудно проглотить. А помешать перевариванию могут только русские националисты. Отсюда и такая озлобленность ко всему русскому!
Настоящий национализм – это бережное, любовное отношение к традициям своего народа, к его культуре, языку, истории, обычаям предков. Это гордость за свою историю, достижения своего народа, рождающая патриотизм, готовность к защите Отечества. И где же тут фашизм, расизм и человеконенавистничество? Что плохого в таком понимании национализма? Как говорили наши предки: «своя рубашка (должна быть!) ближе к телу!» К слову, интернационализм 20-х годов прошлого века и нынешний буржуазный космополитизм в каком-то смысле близки. Приставка «интер» (латинское - между, среди) в слове «интернационализм» означает взаимность, связь между нациями. В пределе интернационализм предполагает объединение всех наций в одну. Тогда и говорить о патриотизме не имеет смысла. Иными словами, интернационализм, в конечном счёте - отказ от национальных особенностей народов. Космополитизм – такое мировоззрение, когда интересы всего человечества ставятся выше интересов отдельной нации, то есть, тоже отказ от национальных особенностей и патриотизма. Космополиты вообще отвергают чувство родины. Их лозунг, который сегодня внедряется в сознание наших детей уже в первом классе школы: « Мой дом - моя планета!» Получается, что и интернационалисты, и космополиты отвергают национализм в хорошем смысле – Отечество, Родину, патриотизм! Объединяет интернационализм и космополитизм так же то, что оба мировоззрения придуманы и внедрялись теми, кто мечтал или мечтает о том, чтобы их идеология овладела миром. Троцкисты мечтали о мировой революции, либералы – об утверждении либеральной демократии на всей Земле! Сегодня это называется глобализацией. Наверное, всем кто любит свою Родину, свой народ, дорожит землёй и могилами предков, заветами отцов, следует позаботиться о верности им, о сохранении Родины! Таким людям следует считать национализм в сегодняшней ситуации - явлением в целом положительным! В соответствии с законами диалектики в каждом явлении есть положительное и отрицательное. Важно, что отношение достоинств национализма к его недостаткам сегодня в России больше единицы!
Напомним, что интернационализм проповедовался в СССР с той или иной активностью до Великой Отечественной войны. В тяжёлое для страны время власти вспомнили о животворной силе патриотизма и учредили традиционную военную форму, воинские звания, гвардию, ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского и т.д. Вдохновляющая и объединяющая сила патриотизма, прежде всего русского народа, сыграли свою роль в достижении победы над врагом, и Сталин на торжественной встрече победителей в кремле в июле 1945 года отдал ему должное, не постеснявшись того, что догматики обвинят его в национализме! Однако нынешние догматики марксизма, в том числе из руководства КПРФ, продолжают твердить: национализм – страшное явление будь он русским, грузинским или еврейским - и противопоставлять национализм патриотизму, тем самым, отказываясь от национальной неповторимости народа, его национальных традиций и культуры, подрывая патриотические чувства людей и, в конце концов, ослабляя объединяющую силу национализма. Они забывают предупреждение классиков о том, что марксизм не догма, а руководство к действию! Думается, что нынешним теоретикам коммунизма пора пересмотреть отношение к национализму применительно к изменившейся обстановке. Проповедь идеи интернационализма, может быть, и имела смысл, когда наша страна была на подъёме и имела возможность распространять свою идеологию, но совершенно неуместна, когда мы оказались в глубочайшем, всеохватывающем кризисе. Сегодня на первый план должна быть выдвинута идея русского национализма и неразрывно связанного с ним патриотизма, ибо они помогут объединить силы народа для борьбы с его врагами.
К сожалению, в среде сегодняшних русских националистов полный разброд и шатание. Существуют люди, называющие себя националистами и ратующие за дальнейший развал России, отделение её частей и даже при содействии из вне. Опыт развала СССР ничему их не научил! В начале 90-х годов они (или им подобные!) тоже кричали о необходимости выделения РФ в самостоятельное государство. Ну и кто от этого выиграл? Дальнейшее расчленение России будет соответствовать ликвидации русской цивилизации. Перед лицом грозящей стране угрозы русским националистам следовало бы объединить усилия на базе общей идеи – любыми способами сохранить русскую цивилизацию!
Что касается государственной власти, если она действительно желает единения народа и возрождения России, то должна всеми средствами насаждать русскость в среде россиян. Во всех регионах страны необходимо в учебных и воспитательных учреждениях ввести обязательное изучение русского языка, классической русской литературы и культуры. Малые народы должны ощущать и гордиться своей принадлежностью к русской нации.
и вы избавитесь от многих заблуждений.
Р. Декарт
Прислушаемся к философу и постараемся разобраться с такими важными понятиями как национализм, шовинизм, космополитизм и патриотизм. Сегодня, в смутное время, когда нашу страну охватил всесторонний кризис, когда Россия, русская цивилизация на краю гибели, о чём говорят многие аналитики, особо важно уточнить смысл этих философских категорий. Выяснить, что может объединить разрозненное население нашей страны в единый народ, способный отстоять своё будущее, свою цивилизацию, своё достойное место на Земле. Чтобы, как образно говорил В.И. Ленин, ухватившись за самое важное звено, вытащить всю цепь. Вначале вспомним такие фундаментальные понятия как этнос, народ, нация. Для этого обратимся к авторитетным источникам - философским энциклопедиям и словарям.
В понимании большинства авторов философских трактатов этнос (от греческого – народ) – это группа людей, объединённых общими признаками, объективными или субъективными. Различные направления в этнологии в число таких признаков обычно включают: происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и т.п. Считается, что исторически этносы сложились из близко проживающих племён, имеющих экономические и культурные связи.
Народ – в широком смысле это население страны. В политическом – под народом не редко понимается нация. Часто народом называют не привилегированную часть населения страны в отличие от привилегированной части – элиты.
Сразу уместно сказать, что, употребляя термины «этнос» и «народ», мы противопоставляем одну группу людей другим, проводим границу между ними, подчёркивая этим особенности данной группы. Если говорим, что мы – русские, то этим отделяем себя от американцев, французов, китайцев и т.д. С другой стороны, говоря о народе, мы отделяем многочисленную, но мало обеспеченную часть населения страны от малочисленной, но властной и богатой – элиты. Народ, в большинстве случаев, увы, не един!
Народ может составлять один этнос или быть объединением нескольких. Так, например, русский народ – сложившееся исторически объединение многих этносов: великороссов, мордвы, татар, якутов, камчадалов, чеченцев и т.д. Народ, в отличие от населения имеет свою историю. Население страны может меняться, народ – остаётся. О народе имеет смысл говорить только в связи с государством или другим формальным объединением людей. Правда, на земле существуют и расселённые народы, такие как еврейский, который, когда-то сформировался, а затем на протяжении двух тысячелетий не имел своего государства. Считается, что народы появились в результате объединения и развития племенных союзов.
Нация (от латинского – народ, племя) – это историческая общность людей, сложившаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей, культуры и характера. Надо отметить, что до настоящего времени среди авторов словарей и энциклопедий нет единства в определении нации. Одни авторы сводят это понятие к психологической общности людей, объединённых единой исторической судьбой, другие - к общности их характера, третьи – к общности культуры, одинаково мыслящих и говорящих на одном языке людей, четвёртые – к экономическим связям. На наш взгляд, более других прав русский философ Н.А Бердяев, определивший нацию как единство исторической судьбы и осознания своего единства группой людей. Думается, будет верным считать, что нация характеризуется общностью самосознания, территории, языка, экономических связей, психологического склада и культуры. При этом нации, объединившие несколько этносов, могут иметь кроме общенациональных признаков и этнические особенности. Эти особенности характеризуются национальностью отдельных групп людей. Иными словами, главным критерием оценки принадлежности личности к нации является осознание ею своей принадлежности к данной общности. Таким образом, если, например, еврей живёт в России, приобщился к русской культуре и русскому менталитету, знает русский язык, считает себя принадлежащим к русской общности, то его следует признать русским, в смысле понятия «нация» и евреем - в смысле понятия «национальность». Национальность, выделяя из нации этнические особенности людей, является более узким понятием. Оно помогает объяснить, почему, скажем, люди, говорящие на одном языке принадлежат к разным нациям. Таким образом, мы - все живущие в России - на мировой арене представляем русскую нацию, именно русскую, поскольку русские люди создали эту общность и сегодня составляют более 80% населения. Но мы отличаемся национальностью и наши этнические особенности должны быть отражены в соответствующей графе паспорта. Кстати говоря, за рубежом нас всех и называют русскими.
Марксистская философия считает, что нации возникли в период преодоления феодальной раздробленности общества при укреплении капиталистических экономических связей людей. «Нация – продукт буржуазной эпохи!» - писал Ленин. Он так же признавал общность духовной жизни, национальное самосознание важными для становления нации, её признаками. При наличии национального самосознания нация объединяется не только объективными, но и субъективными связями, включающими в себя осознание этнической общности, приверженности к национальному языку, территории, культуре, определённым взаимоотношениям людей, чувству национальной гордости и т.д.
Таким образом, просматривается следующая историческая цепочка развития человеческой общности: семья, род, племя, союз племён, этнос, народ, нация.
Рассмотрев бегло фундаментальные понятия, перейдём к основной теме – теме национализма и его роли в судьбе народа, нации, цивилизации в целом.
К сожалению, понятие «национализм, различные источники так же толкуют по-разному и часто догматически.
Философский энциклопедический словарь гласит: «Национализм – идеология и политика в национальном вопросе, для которых характерны идеи национального превосходства и национальной исключительности. Национализм толкует нацию как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства целого с тождественными основными интересами всех составляющих социальных слоёв. При этом за общественные интересы выдаются устремление класса или социальной группы, выступающих в данных конкретных исторических условиях носителем и проводником националистической идеологии и политики». Далее отмечается, что национализм используется буржуазией страны в борьбе против феодализма и чужеземной буржуазии. Сразу возникает вопрос: почему он используется только буржуазией? Может быть, его может (и должна!) использовать и другая общественная сила в своих интересах? Например, истинные патриоты страны против своей и чужеземной буржуазии. Может быть, следует пересмотреть это определение национализма, исключив его непременную внеисторичность и надклассовость?
Почти дословно так же определяет нацию и Большая советская энциклопедия. При этом, особо отмечая, что в XIX – XX веках национализм выступал как мощная объединительная сила в борьбе народов за национальное освобождение в Европе, а затем в Азии, Африке и Латинской Америке. Может быть, сегодня следует сделать акцент именно на это положительное в национализме?
Философским авторитетам вторит Словарь Ожегова: «Национализм – проявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости». Может быть, в период глобализации по-американски и нужна определённая национальная замкнутость?
Все рассмотренные источники дружно отмечают возможность перерождения национализма в свои крайние формы – расизм и шовинизм.
Шовинизм по определению Философского энциклопедического словаря – проповедь национальной исключительности, противопоставление интересов одной нации интересам всех других, распространение национального чванства, разжигание национальной вражды и ненависти. Очевидно, сегодняшним националистам не следует допускать перерождения истинного, полезного национализма в его крайности!
Таким образом, отмечая отрицательные свойства национализма, даже его возможное вырождение в расизм, авторитеты не отрицают и положительного – способствования объединению, сплочению народа в борьбе за национальную независимость! Не кажется ли вам, дорогой читатель, что сегодня Россия переживает именно такое время, когда сплочение народа крайне необходимо!? Россия внешними и внутренними силами буквально разрывается на куски. Бжезинский и иже с ним уже наметили границы будущих семи «независимых» государств на нашей территории! Совершенно очевидно, что с распадом исторической России рухнет не только русское государство, но и вся тысячелетняя русская цивилизация. Желать такого исхода могут только крайние недоумки и эгоисты, не видящие ничего кроме своих мелких, животных потребительских интересов!
Возникший на основе родственных чувств патриотизм не может быть отделён от национализма. Патриотизм так же тесно связан с гражданственностью, о чём так хорошо сказал наш великий поэт и патриот Н.А. Некрасов:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан!
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын!
Он, как свои, на теле носит
Все раны Родины своей!
………………………….
И жалок гражданин безгласный!
И ещё:
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной.
Не станет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой!
Заметим, что «Отечество», «Отчизна», «Отец» - слова одного корня, а «Родина» хорошо сопрягается в русском языке со словом «Мать»! Не может и не должен нормальный человек быть неблагодарным отцу и матери, подарившим ему самый ценный подарок – жизнь!
Патриотизм (от греческого Родина, Отечество) – это любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам, готовность к его защите. Как считал В.И. Ленин, это одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных Отечеств! С образованием национальных государств патриотизм стал неотъемлемой частью национального общественного сознания. В буржуазном государстве подлинным носителем патриотических чувств являются трудящиеся массы. Буржуазия не отражает национальных интересов. Выше интересов нации, Отечества она обычно ставит личное обогащение, охрану интересов капиталистов всех стран, сохранение своего правящего положения. Патриотизм, безусловно, способствует объединению, сплочению нации, о чём свидетельствует вся мировая история. Но буржуазия не всегда едина! В её среде может быть и национально ориентированная часть!
Уместно сказать, что труды классиков марксизма-ленинизма созданы в период борьбы за власть трудящихся, в период господства в среде революционеров идеи всемирной пролетарской революции, под флагом «Пролетарии всех стран соединяйтесь!», когда гимном коммунистов стал «Интернационал». Отсюда и их отрицательное отношение к национализму да, в общем-то, в начальный период и к патриотизму. Сегодня другое время и в соответствии с ним должно быть изменено и отношение к национализму! Сегодня должны быть использованы в интересах сохранения русского государства и русской цивилизации все объединительные возможности! К большому сожалению, даже некоторые сегодняшние теоретики коммунизма, оставаясь непоколебимыми догматиками, чуть ли, на радость либерал-демократов, ни отождествляют русский национализм с крайним его проявлением – фашизмом!
Народ, нация выросли из человеческой семьи! Настоящий русский националист твёрдо осознаёт свою принадлежность к этой большой семье, не считая её самой лучшей, игнорируя и презирая другие, возвышаясь над ними. Как член семьи он заботится о других её членах, переживает за них, помогает преодолеть трудности, защищает при необходимости. Конечно, нация, народ включают различные классы. Об этом националист не забывает. Но он считает, что во время национального бедствия вопрос о классовом составе общества должен быть отодвинут на второй план и нация, по крайней мере, большая её часть, должна объединиться для своего сохранения. Ведь если не будет народа, нации, то некому и не за чем будет рассуждать о классах, классовой борьбе и власти! Русская история знает примеры благотворного объединения народа. Так было в период борьбы с татаро-монгольским игом, смуты начала XVII века, нашествия наполеоновских орд, наконец, во время Великой Отечественной войны. Так должно быть и в сегодняшнее смутное время, когда нашей цивилизации грозит катастрофа! Сегодня необходимо использовать все возможности, и в первую очередь национализм и патриотизм, ещё живущие в душах русских людей, для объединения населения страны в единый народ и направить его силы на борьбу за Россию. К счастью, у нас ещё не изжит окончательно русский менталитет, отличный от западного. Мы сильны не отдельными суперменами, а своим коллективизмом. Мы побеждаем врагов общими усилиями сплотившихся вокруг идеи обычных людей. На каждого из нас, как на солдата в строю, при этом проецируется мощь всего коллектива товарищей по борьбе. И от этого мы чувствуем свою непобедимость. Сплочение является важнейшей задачей, обеспечивающей наш успех. Сегодня на первом плане у русских людей национально-освободительная борьба и национализм должен стать её знаменем. Да, наша страна многонациональна, но перед врагом мы все – русская нация. А этнически русские, которых в стране абсолютное большинство, должны сплотить народ России.
Говоря о национализме, нельзя не заострить внимание на русском вопросе. Сегодня русские – самая многочисленная, государство образующая национальность – оказалась самой униженной, растоптанной и расчленённой. За рубежами РФ осталось более двадцати миллионов русских. Русские не имеют своей автономии, своих образовательных и воспитательных учреждений. Демографический кризис в стране существует в основном за счёт русского населения. Уничтожается русская культура и русский язык. Из паспорта гражданина РФ изъята графа о национальности, гордости всякого русского. Даже само слово «русский» стало неприличным, ругательным! Ранее гордый русский человек унижен и оскоблен. Более того, всякое проявление русскости сегодня сопровождается воплями властей и ангажированных ими СМИ о якобы существующем русском фашизме. Министр бескультурья Швыдкой в своей телепрограмме «Культурная революция» даже сказал, пугая определённую группу наших сограждан, что он страшнее немецкого, не указав, однако, в чём проявляется так, чтобы это заметило большинство населения! Власть защитилась от русского национализма статьёй №282 УК «О разжигании национальной, социальной и религиозной розни». Не слышно, чтобы по этой статье получили наказание не русские граждане нашей страны! Всё это понятно. Высшая власть РФ (экономическая и политическая) в значительной части состоит из представителей маленького, но очень сплочённого, хитрого, оборотистого и коварного торгашеского народа. И они понимают, что откусили от России слишком большой кусок, который им трудно проглотить. А помешать перевариванию могут только русские националисты. Отсюда и такая озлобленность ко всему русскому!
Настоящий национализм – это бережное, любовное отношение к традициям своего народа, к его культуре, языку, истории, обычаям предков. Это гордость за свою историю, достижения своего народа, рождающая патриотизм, готовность к защите Отечества. И где же тут фашизм, расизм и человеконенавистничество? Что плохого в таком понимании национализма? Как говорили наши предки: «своя рубашка (должна быть!) ближе к телу!» К слову, интернационализм 20-х годов прошлого века и нынешний буржуазный космополитизм в каком-то смысле близки. Приставка «интер» (латинское - между, среди) в слове «интернационализм» означает взаимность, связь между нациями. В пределе интернационализм предполагает объединение всех наций в одну. Тогда и говорить о патриотизме не имеет смысла. Иными словами, интернационализм, в конечном счёте - отказ от национальных особенностей народов. Космополитизм – такое мировоззрение, когда интересы всего человечества ставятся выше интересов отдельной нации, то есть, тоже отказ от национальных особенностей и патриотизма. Космополиты вообще отвергают чувство родины. Их лозунг, который сегодня внедряется в сознание наших детей уже в первом классе школы: « Мой дом - моя планета!» Получается, что и интернационалисты, и космополиты отвергают национализм в хорошем смысле – Отечество, Родину, патриотизм! Объединяет интернационализм и космополитизм так же то, что оба мировоззрения придуманы и внедрялись теми, кто мечтал или мечтает о том, чтобы их идеология овладела миром. Троцкисты мечтали о мировой революции, либералы – об утверждении либеральной демократии на всей Земле! Сегодня это называется глобализацией. Наверное, всем кто любит свою Родину, свой народ, дорожит землёй и могилами предков, заветами отцов, следует позаботиться о верности им, о сохранении Родины! Таким людям следует считать национализм в сегодняшней ситуации - явлением в целом положительным! В соответствии с законами диалектики в каждом явлении есть положительное и отрицательное. Важно, что отношение достоинств национализма к его недостаткам сегодня в России больше единицы!
Напомним, что интернационализм проповедовался в СССР с той или иной активностью до Великой Отечественной войны. В тяжёлое для страны время власти вспомнили о животворной силе патриотизма и учредили традиционную военную форму, воинские звания, гвардию, ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского и т.д. Вдохновляющая и объединяющая сила патриотизма, прежде всего русского народа, сыграли свою роль в достижении победы над врагом, и Сталин на торжественной встрече победителей в кремле в июле 1945 года отдал ему должное, не постеснявшись того, что догматики обвинят его в национализме! Однако нынешние догматики марксизма, в том числе из руководства КПРФ, продолжают твердить: национализм – страшное явление будь он русским, грузинским или еврейским - и противопоставлять национализм патриотизму, тем самым, отказываясь от национальной неповторимости народа, его национальных традиций и культуры, подрывая патриотические чувства людей и, в конце концов, ослабляя объединяющую силу национализма. Они забывают предупреждение классиков о том, что марксизм не догма, а руководство к действию! Думается, что нынешним теоретикам коммунизма пора пересмотреть отношение к национализму применительно к изменившейся обстановке. Проповедь идеи интернационализма, может быть, и имела смысл, когда наша страна была на подъёме и имела возможность распространять свою идеологию, но совершенно неуместна, когда мы оказались в глубочайшем, всеохватывающем кризисе. Сегодня на первый план должна быть выдвинута идея русского национализма и неразрывно связанного с ним патриотизма, ибо они помогут объединить силы народа для борьбы с его врагами.
К сожалению, в среде сегодняшних русских националистов полный разброд и шатание. Существуют люди, называющие себя националистами и ратующие за дальнейший развал России, отделение её частей и даже при содействии из вне. Опыт развала СССР ничему их не научил! В начале 90-х годов они (или им подобные!) тоже кричали о необходимости выделения РФ в самостоятельное государство. Ну и кто от этого выиграл? Дальнейшее расчленение России будет соответствовать ликвидации русской цивилизации. Перед лицом грозящей стране угрозы русским националистам следовало бы объединить усилия на базе общей идеи – любыми способами сохранить русскую цивилизацию!
Что касается государственной власти, если она действительно желает единения народа и возрождения России, то должна всеми средствами насаждать русскость в среде россиян. Во всех регионах страны необходимо в учебных и воспитательных учреждениях ввести обязательное изучение русского языка, классической русской литературы и культуры. Малые народы должны ощущать и гордиться своей принадлежностью к русской нации.
Похожие темы
» Сергей Каширин Русский – русским
» Сергей Довлатов
» Сергей Каширин Эфиоп?.. Негр?..Или все-таки Русский?
» Сергей Каширин Как я трижды побывал на том свете и что я там видел
» Сергей Каширин Исповедь русского простофили Во имя Русского духа (фрагменты)
» Сергей Довлатов
» Сергей Каширин Эфиоп?.. Негр?..Или все-таки Русский?
» Сергей Каширин Как я трижды побывал на том свете и что я там видел
» Сергей Каширин Исповедь русского простофили Во имя Русского духа (фрагменты)
ЖИЗНЬ и МироВоззрение :: В поисках Мировоззрения Жизни :: Русский МИРЪ в поисках Русского МIРоВЕДения
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|